Какие трубы использовать для своих проектов?

Как подобрать материал, чтобы обойтись минимальным набором пуансонов
При заказе трубогибов клиенты часто спрашивают нас, оснастку под трубы какого размера лучше приобрести вместе с трубогибом? Все хотят приобрести такой комплект оборудования, чтобы он максимально полно удовлетворял их нужды, но при этом не покупать лишнего.

В ответ мы всегда задаем один и тот же вопрос: а в каких проектах Вы собираетесь использовать трубогиб? Именно от того, что именно Вы собираетесь строить из труб, и зависит, какого типа и размера трубы использовать, а следовательно и какую оснастку (пуансоны, ролики) для трубогиба приобретать.

Типы труб

Начнем с типов труб. Они могут быть сварными (шовными) и бесшовными. Отличие заключается в способе производства и, как следствие, в прочностных характеристиках труб. Электросварные трубы имеют продольный шов по всей длине трубы, бесшовная труба изготавливается из цельной заготовки, и сварные швы на ней отсутствуют.

Сварные трубы используются в строительстве, при устройстве трубопроводов, там где нет значительных переменных нагрузок. Кроме того, сварную трубу применяют во вспомогательных элементах конструкции транспортных средств – там, где нет повышенных требований к прочности.

Если говорить о транспортных средствах, то сварные трубы допустимо использовать при изготовлении элементов силового обвеса (бамперов, порогов, “кенгурятников”, дуг безопасности на мотоциклах), багажников и различных не ответственных каркасных конструкций (тенты, кунги). При изготовлении рам мотоциклов, квадроциклов, багги и иных транспортных средств следует использовать только бесшовную трубу. То же касается и каркасов безопасности для спортивных автомобилей (это требование закреплено в документах РАФ – Российской автомобильной федерации). Бесшовные трубы имеют большую прочность при меньшей толщине стенок по сравнению со сварной трубой, поэтому силовые конструкции, выполненные из такой трубы имеют меньший вес, что важно для транспортных средств.

Особняком стоят водогазопроводные (ВГП) трубы. Они также известны как “дюймовые” или “трубы Ду”. Аббревиатура ДУ означает “диаметр условный”, а стоящая после нее цифра означает примерный внутренний диаметр трубы (т.н. условный проход). Труба 1/2″ обозначается как Ду15, 3/4″ – Ду20, 1″ – Ду25, 1 3/4″ – Ду32 итд. Трубогибы BigBender работают с трубами до Ду32 включительно.

Трубы Ду (ВГП) используются при обустройстве водо- и газопроводов. Как правило, они выполнены из мягкой стали Ст3 или 09Г2C, имеют толстые стенки и как следствие – большой вес. Все это делает их мало подходящими для применения при постройке транспортных средств или силового обвеса для автомобилей, участвующих в официальных спортивных состязаниях. Однако на строительных рынках, как правило, продаются только трубы такого типа, поэтому самодельщики и гаражные энтузиасты вынуждены использовать именно такой материал. Внешний диаметр Ду15 – 21.7мм, Ду20 – 27.3мм, Ду25 – 33.7мм и Ду32 – 42.3мм. Если Вы используете в своей работе дюймовые трубы со строительного рынка, заказывайте вместе с трубогибом пуансоны под трубы ВГП (ДУ).

ВАЖНО : Часть гибочной оснастки имеет двойное применение. Пуансоны под трубу 22мм используются также для работы с Ду15, оснастка под трубу 34мм также работает с трубой Ду25, а труба Ду32 гнется на оснастке 42мм. Таким образом, имея оснастку одного из этих размеров, вы можете гнуть на ней как обычные, так и ВГП-трубы.

Наиболее часто применяемые размеры труб

Велосипеды, мотоциклы и квадроциклы
При постройке велосипедов, мотоциклов и квадроциклов наиболее часто используются бесшовные трубы диаметром 16, 22, 25, 30 и 32мм. Для багажников, дуг безопасности, сисси баров, креплений фар, подвесов кофров итп обычно применяют трубы 16мм и 22м. Для рулей используются трубы 22мм и 25мм. Для изготовления рам и элементов подвески – 32 мм, реже (в основном, для дуплексных рам) – 30мм. Таким образом, если Вы работаете с мотоциклами или квадроциклами, наиболее универсальным будет комплект из трех пуансонов: 22, 25 и 32мм. Такой набор перекроет бОльшую часть потребностей, а по мере развития Вашего дела, его всегда можно расширить. Если Вы не изготавливаете рамы и элементы подвески, то пуансон 32мм можно заменить на 16мм. Если стоит вопрос о необходимости сэкономить, то рекомендуем начать с пуансона одного размера – 22мм. Это даст Вам возможность производить наибольшее число различных изделий: защитные дуги, подвесы кофров, сисси-бары, рули и “люстры”.

Спортивные автомобили, пикапы и внедорожники
При постройке спортивных автомобилей и багги наиболее часто применяются трубы диаметром 32, 38 и 45мм. Таковы требования регламентирующих документов РАФ. Трубы 38мм и 45мм предписывается использовать при постройке каркасов безопасности. Трубу 32мм можно использовать для декоративных элементов и элементов защиты, не регламентируемых документами РАФ, а также элементов подвески. Таким образом, если Вы строите спортивные автомобили, наиболее оптимальным и универсальным будет набор из пуансонов 32, 38 и 45мм. В целях экономии можно отказаться от оснастки для трубы 32мм и работать только с двумя типоразмерами, обязательными для применения в соответствии и требованиями РАФ.

Для постройки рам багги для личного использования (без участия в официальных соревнованиях) можно обойтись трубой диаметром 38мм и одним пуансоном соответствующего размера. Если купить бесшовную трубу возможности нет, ее можно заменить доступными на любом стройрынке трубами Ду32 (конструкция получится более тяжелой) или Ду25 (потребуется особое внимание к конструкции рамы, чтобы обеспечить жесткость).

При постройке рам для картов обычно используется труба диаметром 30мм или 32мм. И если Вы не планируете изготавливать что-либо еще, помимо картинговых рам, можно ограничиться только одним пуансоном выбранного размера.

Все сказанное выше справедливо также для изготовления силового обвеса для пикапов и внедорожников. Наиболее оптимальным будет использования комплекта из трех пуансонов: 32, 38 и 45мм. Из труб такого размера можно изготовить всю основную номенклатуру изделий для подобных автомобилей: бампера, силовые пороги, элементы защиты итп. Его можно также дополнить оснасткой для работы с трубами 16 или 22мм – они хорошо подходят для изготовления экспедиционных багажников, различных органайзеров и лестниц, когда труба диаметров 32мм оказывается слишком велика.

Если стоит задача максимально сэкономить, получив при этом наиболее универсальную оснастку для изготовления силового обвеса, то рекомендуем остановиться на пуансоне для трубы 45мм. Труба этого размера подходит для изготовления максимального количества изделий: бампера и кенгурятники, силовые пороги, дуги в кузов пикапов итп. Если к изделиям не предъявляются особые требования, и нет возможности приобрести трубу 45мм, ее можно заменить трубой Ду32.

Лодки, катера и яхты
При постройке лодок, катеров и яхт наиболее употребимыми будут трубы диаметром 22 и 25мм. Именно эти размеры чаще всего применяются в поручнях и деталях леерного ограждения. Этот набор можно дополнить пуансоном под трубу 32мм. Трех пуансонов (22, 25 и 32мм) будет достаточно для решения подавляющего большинства задач. Наиболее универсальный размер пуансона для применения в малом судостроении – 25мм, поэтому если речь идет о необходимости сэкономить, ориентируйтесь именно на этот размер.

Элементы интерьера
При изготовлении элементов интерьера – перил, ограждений и пр (втч из нержавеющей стали), наиболее часто применяются трубы диаметром 38 и 45мм.

Заключение

Перечисленные выше размеры труб наиболее часто используются нашими клиентами для решения своих задач, поэтому мы стараемся поддерживать складские запасы соответствующих пуансонов на достаточном уровне, чтобы снизить сроки исполнения заказов. Ролики (пуансоны) для трубогибов иных размеров также доступны для заказа, но срок его исполнения может быть несколько выше.

Помимо перечисленных выше размеров в арсенале BigBender есть оснастка (пуансоны) и под другие диаметры труб. Полный перечень стандартной оснастки Вы найдете ЗДЕСЬ.

Другие статьи

Made on
Tilda